foto-2

фото с сайта sakh-poisk.ru

Поисковики круглый год,  не только накануне 9 мая,  живут военной тематикой. Весной, как только сходит снег, едут работать в поля, а зимой сидят в архивах, чтобы увязать между собой события, отстоящие от нас на десятилетия.Осенью прошлого года в СМИ прошла информация о найденном в Долинском районе, недалеко от Сосновки, военном самолёте. 

– Через соцсети на нас вышел Николай Кузнецов и сообщил, что местный житель видел в логу разбросанные запчасти самолёта, – рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения поискового движения России Артём Бандура. – Мы такие обращения приветствуем, только не все они подтверждаются.

Николая Ильича мы нашли на севере острова. По телефону он рассказал, что ещё молодым парнем, отслужив армию, частенько ходили с братом в этот лес по грибы и видели самолёт. Механик по образованию, он сразу понял, что двигатель бензиновый, значит самолёт старый, довоенный. Лежал недалеко от Сосновки, примерно в километре пути.

– Потом один местный житель нацелился собирать с места аварии железо и сдавать на металлолом, – вспоминает Николай Ильич, – мы ему пальцем погрозили, мол, не смей, это история.

Так «история» долежала до наших дней. По версии Кузнецова, бомбардировщик возвращался с задания, израсходовав весь боекомплект. В противном случае разорвавшиеся при падении бомбы разнесли бы обломки далеко окрест. А тут все детали лежат довольно компактно.

На месте аварии. Н. Кузнецов – справа.

На месте аварии. Н. Кузнецов – справа.

– Как ехать на Быков, – озвучивает свою версию долинец, – за Пантелеевской направо у японцев был укрепрайон. Видимо они оттуда обстреливали дорогу, не давая пройти нашим. Вот авиация и полетела на помощь пехоте, но обратно, в Сокол экипаж не вернулся, подбили.

Обломки покоятся в распадке и до снега участникам экспедиции получилось побывать на месте крушения лишь дважды, так что этим летом работы обязательно продолжатся.

Военная авиация – отдельное направление работы поисковиков. Те самолёты, что лежат сейчас на сопках и в распадках по всему острову – а их известно около десятка – потерпели крушение уже в послевоенное время, но все они выполняли боевое задание: патрулировали границу или выслеживали диверсантов в лесах. Много аварий случалось при переходе с поршневых летательных аппаратов на реактивную технику: у лётного состава не хватало опыта управления.

Поисковое движение на Сахалине объединяет людей разных (от предпринимателей до силовиков) профессий и возрастов (от вчерашних школьников до пенсионеров). Общее у них – любовь к истории и своим островам. Почти у каждого, а костяк приблизительно человек тридцать, есть своя специализация. Кто-то дока по технической части, кто-то по архивному делу: что и где искать и как запрашивать.

фото с сайта sakh-poisk.ru

фото с сайта sakh-poisk.ru

– Проблема в том, что военные архивы до 1945 года открыты, а после этой даты информацию могут или совсем не дать, или сообщить лишь частично.

Запрос по «нашему» самолёту в архив направлен и ждёт своего ответа. Помимо неравнодушных жителей островов есть другие источники информации: воспоминания ветеранов и книги. Впрочем, поисковикам впору уже выпускать свою, и они планируют это сделать.

– Совершенно незаслуженно забыты герои русско-японской войны 1905 года, – говорит Артём. – А фактов, уникальных и интересных, об этом периоде нами собрано предостаточно.

Наступающий поисковый сезон от прошедших отличается тем, что впервые на полевых работах применят квадрокоптер.

– Приобрели его на президентский грант, – продолжает Артём, – беспилотник укомплектован камерой с высоким разрешением, поднимается на 500 метров над землёй, имеет дальность полёта до шести километров. Особенно удобен весной, когда трава не загораживает находки, а пройти или проехать до них из-за грязи ещё трудно. ©

Елена БАЕВА.